1918 год в селе Речки.

....................................................................................................................................................................

 


      Зимой 1918года,пожалуй в январе, в селе развернулось движение за разбор (за грабёж, как тогда говорили)окружавших село помещичьих имений (экономий):Багреевщины, Саивщины, Морочи, Кекино, Коршачины и др. Перёд в этом движении вели речане и кажется, только они одни занимались разгромом, а крестьяне непосредственно прилегавших сёл никакого участия в нём не принимали, боялись, чтобы в случае возврата царской или подобной ей власти, не отвечать перед помещиками. Да и в нашем селе многие крестьяне не ездили грабить экономии очевидно по тем же мотивам.

Разгрому сначала подверглись близлежащие экономии: Багреевщина, Саивщина и Мороча(Ястребенская).Экономии эти небольшие, помещики в них не жили. На разгром их выезжали немногие речане, наиболее смелые. Привозили оттуда главным образом хозяйственные предметы: доски, котлы, бороны, плуги и т.д. и зерно: рожь, пшеницу, овёс, ячмень. Разгром их тянулся больше недели.

Массовый выезд состоялся на разгром Кекино. Имение это принадлежало немцу Эриху фон Эблину. Имение небольшое, но богатое, на его полях для пахоты применялись паровые плуги(два котла находятся на расстоянии 300-400м,а между ними на канате протягиваются плуги),на его территории находился небольшой сахарный завод, постройки во дворе: дома, сараи - все кирпичные. Хозяин в нём конечно не жил - война ведь с немцами шла, а кто этим имением управлял мне неизвестно. В день разгрома рано утром по селу проехались специальные «вербовщики» (кто их назначал е знаю) требовавшие выезда в Кекино всех подряд, иначе, если кто не поедет, тому худо будет. По Погориловщине в этой роли проехал Алёшка Венгерович(Ревенко), вооружён он был дробовиком, повешенным на плечо дулом вниз(для солидности что ли?).Когда посветлело тронулись в путь все, но некоторые крестьяне всё же, поездив по селу сразу вернулись домой, мотив такой - в случае чего они могут заявить: мы также ездили грабить, это мол подтвердят соседи, в противном же случае они скажут: выезжали для отвода глаз, а экономии мол не грабили. Вообще некоторые крестьяне боялись грабить, помнили 1905 год, когда за участие в разгроме экономий многих крестьян сослали на каторгу.

Часа через два-три стали возвращаться крестьяне с награбленным добром. Везли большей частью хозяйственные предметы: казаны, чугуны, бороны, столы, стулья, кресла, шкатулки, тарелки, кофейницы и т.д., а также зерно всякое. Некоторые привезли велосипеды, а один мужик притащил карету, запряжённую волами. Барышники(те которые спекулировали лошадьми) понаводили волов(позже они их повыгоняли, так как кормить их не было чем,  а покупать их никто не хотел).

Из нашей семьи в тот день ездили грабить только двое: тётка Мелашка, очень завистливая женщина,  да я.(Автору в это время 13 лет). Тётка ездила со своим родным братом Андреем Ярышом (Иванием), а я с соседом Петром Моголенцем. Тетка с раннего утра стала шуметь - надо ехать - но поддержки не найдя, махнула рукой и подалась к брату. Я же поехал лишь во второй половине дня, во второй заход так сказать, и больше из любопытства. Но всё же кое-что привёз, а именно: несколько чистых листов бумаги, выдранных из конторских книг, две или три обложки и железный прут от конных граблей, для изготовления железной палки, бывшей в то время в моде у парубков. Остальные взрослые члены семьи: дед, отец, дядьки Григорий и Семён, мать и тётка Анюта, грабить не ездили, а только смотрели что делается, все считали, что грабёж, хотя и экономии, является противозаконным способом приобретения имущества. Должен быть какой-то порядок и он будет, твердили отец и дядьки.

Разгром Кекинской экономии большое событие для речан на фоне относительно однообразной жизни. А как же вдруг такое событие пришло - многие ездят, спешат, везут всякое доброи главное - бесплатно. Всё равно как праздник какой-то настал.

После Кекино стали грабить более удалённые экономии: Коршачино, Степановку и др., но теперь туда ездили наиболее смелые и любители выпить. Кекино тоже продолжали грабить, но, опять таки, выезжали туда отдельные мужики. В первый массовый выезд в Кекино сахарный завод не грабился - военизированная охрана не допускала мужиков. А через неделю или две пошёл слух, что охрана ушла(якобы по распоряжению из Сум) и многие речане двинулись за сахаром. Привозили по три –пять-восемь чувалов сахара(т.е. по 150-400кг).Куда девать мужику столько сахара? И вот пошла во всю торговля сахаром. Продавали его на базаре в Белополье, продавали и тем мужикам, которые за сахаром не ездили. Цена его, конечно, была очень низкой. Наша семья купила в ту зиму три чувала сахара. Сахара было столько много, что мы дети носили его в карманах в школу, на гулянье и т.д. и кушали, кушали, вскоре, однако, он надоел.


               * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

 

Конец 1918года - декабрь. Снегу кругом полно. В понедельник и пятницу в гелополье базарные дни. Много речан ездит туда на базар, здесь немецкие солдаты продают по дешёвке своё обмундирование: брюки, рубашки, пиджаки, шинели. Нуждающиеся речане охотно их покупают. Вскоре в селе, наряду с нашими солдатами, окончившими войну, много появилось и «немецких»а что ,конечно, никто не обращал внимания. Мануфактура в те дни почти не продавалась, не было её, на войну всё шло.

Интересно: в Белополье немцы ещё находятся, а в Речках уже Советская власть - выбран волревком, организован местный военный взвод и т.д. Жизнь в селе закипела. Солдаты местного взвода,  как и крестьяне, свободно посещали Белополье, конечно без оружия. В конце декабря и начале января 1919 года немцы уехали из Белополья и сразу в нём установилась Советская власть.


 

Воспоминания Г. М. Иваний

Прислал Л. Г. Иваний

.....................................................................................................................................................................

 

Хостинг от uCoz